Камидза

 

  

 


Лучший клуб Айкидо Уфа

Administration menu

Последние комментарии

Мысль за мыслью мы осознаём свои собственные ошибки, обретая Путь в обсуждении с другими. Слушать старинные предания и читать книги нужно для того, чтобы освободиться от предвзятости собственных представлений и оперется на представления древних».
...

Если боги не услышат мои молитвы только потому, что я осквернен кровью, я убежден, что ничего не могу поделать с этим и поэтому продолжаю молиться, невзирая на оскверненность.

Ямомото Цунэтомо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»)

Как нас найти?

мысли

warning: Creating default object from empty value in /opt/aikidomusubi.ru/modules/taxonomy/taxonomy.pages.inc on line 33.

Возможно, айкидоки не курсе? Возможно, это пережиток дремучей старины? Слышал еще версию, что захваты за руки возникли, как противодействие, когда в руках находится оружие.
Все эти версии, вероятно, имеют место быть, но есть и еще кое-что. О котором бывает и забывают. Основное в Айкидо, как мне видится, не оставаться на месте, двигаться и двигаться.
Кто хочет более детально охнакомится см. статью АЙКИДО ВА БУДО в разделе Об Айкидо->Основные понятия.
Захваты во многих видах единоборств незаслуженно забыты в пользу ударов или борьбы. Кстати, если хотите иметь серьезные захват, необходимо эспандер кистевой купить и как уже говорил, регулярно и непрывно его пользовать.
 В Айкидо по мимо захватов есть еще и множество ударов конечностями. Про комбинацию "прихватил и ударил" можно даже не говорить. В правилах единоборств это обычно запрещенная практика. А между тем очень эффективная и может пригодиться в драке. Достаточно глянуть на драки хоккеистов на льду. И все же возвращаясь к захватам - зачем мы начинам изучать техники от захвата за руки? Самая "удаленная" точка для атаки это вытянутая рука. А значит работа и собственно начало движения и реагирорвание начинается примерно в зоне возможности захвата за руку. Через захват удобнее и нагляднее изучать основные элементы Айки, а именно способы соноправления усилий конечностей. Не маловажным аспектом является понимание основы защиты при взаимодействия двух оппонтов, а имено что точка контакта(будь то удар или захват), являесть точкой через котору проходит ось. Имеется ввиду ось окружности, траектории смещения проекции точки тяжести защищающегося(термин несколько не точен), для вовлечения нападающего в совместное движение.  Захват по времени более продолжителен в плане котакта, нежле контакт ударной поверхности. В связи с этим нагляднее для понимания изучать основы более медленно от захвата, нежле от моделирования медленнного удара. Плотный захват можно показать и изучить довольно быстро, по крайней мере бысрее, чем поставить удар. "Поставить" в плане использование массы всего тела. Есть еще один аспект работы через захвата за запястье, а именно так нзываемая "работа уке". Работа уке заключается в концентрации внимния на захвате. Меняются углы конечностей и как следствиее стноится невозможно удержться, если не меняется положение тела уке. Тем самым происходит "работа уке", где он непосредственно через телесные ощущения понимает как двигаться и занимать отнотельно оппонента позцию в которой можно уждержать захват и при этом не открыться для атаки. Как следствие, на мой взгляд через это прививается архи важный принципп боевых искусств - "не стоять там где бъют". 

Вот уже несколько лет, провожу занятия по японскому боевому искусству Айкидо. В связи с этим обнаружил некоторые ошибки, которые совершают люди, только-только приступающие к тренировкам. Сегодня я хотел бы немного рассказать об этих общих ошибках. Это, возможно, будет интересно тем, кто уже сделал выбор в пользу того или иного боевого искусства, и уже начал заниматься. Об ошибках при самом выборе, я расскажу в другой статье. Для начала занятий, конечно, необходимо подготовиться одежда, снаряжение для айкидо

1. Придется потратить некоторое время. Если у человека возникло желание чем-то заниматься для личного развития это уже похвально и прекрасно. Но надо понимать, что желание появляется так же внезапно, как и уходит, а чтобы добиться первых осязаемых результатов необходимо время. Итак, первая ошибка в результате чего люди бросают занятия - пропало желание до того, как появился результат (а он, результат, сам по себе мотивирует продолжать занятия). По этому, на первое место я ставлю – непрерывность тренировочного процесса.

2. Расстановка приоритетов. Любое дело, которым человек занимается, так или иначе, меняет его жизненный уклад или образ жизни. Но в самом начале могут быть серьезные сложности с регулярностью посещения занятий. Все дело в приоритетах, которые человек для себя расставляет. Чтобы поменять образ жизни, помимо желания, необходимо, применять волевые усилия. Только силой воли человек может сделать тренировки регулярными и не отвлекаться на другие обычные занятия.

3. Сложное изучайте с простого. Часто тот, кто решает заниматься и все таки приходит в зал (по-японски «додзё»), хочет овладеть всем и сразу. А ему предлагают начинать с банальных, на его взгляд вещей: стойки, перемещений, перекатов и т.п. Итак, третья ошибка - не пытайтесь делать сложно- координационные вещи сразу. Начните с простого и постепенно переходите к сложному. В основе «сложного» всегда лежат очень простые вещи. Важно их хорошо проработать.

4. Слушать, а не говорить. Одним из сложных этапов является «переключение» поведения из обычной жизни на то, какое должно быть на тренировке. А именно замолчать и начать слушать. Если в обычной жизни человек много общается, то ему сложно сразу переключится на режим «слушания». Чтобы научится, необходимо «увидеть», «услышать» и уже затем «сделать так же». Часто посторонние вопросы и отвлеченность внимания не дают в полной мере понять, что надо делать и появляются искажения. Итак, четвертая ошибка, с которой сталкивается неофит в области боевых искусств – недостаточно четкое понимание задания.

5. Партнер не боксерская «груша». Боевые искусства очень сложно изучать в одиночестве. Можно изучать различные одиночные технические действия по-японски «ката» и без партнера, но надо понимать, что всегда необходима обратная связь. Так как применять все навыки мы будем именно на людях, важно понять, как наше воздействие будет на них «откликнется». В связи с этим я утверждаю, что изучать боевое искусство без партнера это значит, сильно себя ограничивать в продвижении. В Айкидо, например, от уровня подготовки партнера напрямую зависит рост занимающегося. Только на подготовленном человеке (который способен грамотно выполнять страховку) можно постепенно увеличивать степень оказываемого воздействия, понимая, что тем самым ему не будет нанесен вред. Уважительное отношение к партнеру, даст возможность иметь разнообразных партнеров, которые будет хотеть с вами тренироваться. Ошибка, с которой может столкнуться начинающий – это не желание партнеров с ним работать. Это повод задуматься о вашем отношении к тем, кто вместе с вами тренируется.

6. Все проверять. Важно не что, а как. Проверка своих навыков это важный и нужный этап продвижения на Пути боевых искусств. Я считаю, что проверка это самый последний этап подготовки выполнения технических действий. Проверка навыка занимает порядка <10%. Если можно выделить ключевые этапы подготовки, то я бы их разделил так: постановка, отработка и наработка. Только на этапе наработки техники приходит необходимость её проверить, для выявления ошибок. Ошибка, с которой сталкивается новичок это попытка проверять свои навыки на этапе постановки техники. Чаще всего результатом этого является его разочарованность в действенности техники. Следствием же является - не желание заниматься дальше. Со временем, после достаточной практики и следования Пути боевых искусств, человек приходит (или не приходит) к пониманию, что важнее не то что он делает, а как он это делает. Важно его состояние и отношение к процессу.

Подведя итог выше сказанному, можно кратко выразить все шесть пунктов , чтобы не совершать типичные ошибки, которые совершает начинающий заниматься боевыми искусствами. Заниматься боевыми искусствами необходимо непрерывно, регулярно, постепенно «от простого - к сложному», внимательно вникать в задание, уважительно относиться к партнеру и формировать правильное отношение к происходящему.

 Кто хоть когда-то общался с детьми понимает, что через какое то время ребенок начинает вести себя "естественно" и становится озорливым, худиганит и не хочет понимать очевидные вещи. Мне на детских тренировках прихоится с этим сталкиваться, как говорится по роду службы. Многие, вероятно, видели постоянно орущих учителей, особенно учителей физкультуры.
Дети не хотят понимать команды, всячески их игнорируют и показывают всем своим видом что они не инетерсны. Со стороны может сложится ощущение, что делают они это специально, дабы позлить "командира". Если именно так воспринимать их поведение, то очень быстро наступает раздражение, выливающиеся в повторении команд, в повышении голоса и прочих несдержанностях. Но есть и другой путь.
Часто дети не выполняют команды не потому что НЕ ХОТЯТ или специально игнорируют, а в силу возрастных писхических особенностей не могут их правильно понять. Если, скажем, ребенок занят очень важным делом(в его шкале приоритетов), выясняет с кем то отношения, играет во что-то или устал или что-то ещё, он просто не может воспринять команду идушую от "командира"(родителя, тренера, учителя и т.п.) Не понимание команды, ведет к ошибочному её выполнению(либо к игнору), чем вызывает раздражение. Далее ребенок реагирует на состояние раздражения идущее от "командира" и уже тем более не готов чего-то понимать. И начинает отчайно тупить, делать все не в попад. Есть одна поговорка, когда то слышал. "Воспитываешь ребенка - наберись терпения". Но любое терпенние требует усилия воли со стороны "командира". Любое терпение накапливает напряжение. Которое ничего хорошего в свою очередь не приносит в жизнь "командира". И делает сам процесс общения с детьми напряженным, что выливается в его некомфортное психическое состояние(стресс). Получается некоторый замкнутый круг, с одно стороны непонятливый ребенок, с другой необходисость психически напрягаться "командному составу". Но только если не подойти к вопросу с другой стороны. Прежде чем проявлять терпение, можно попытаться разобраться(понять, почувствовать) чем занят ребенок, плавно его вывести из этого состояния и опять таки на понятных ему примерах призвать к необходимости следовать командам.
Не легкий путь, но именно так постепенно формируется взаимопонимание. 
Чтобы заинтересовать ребенка надо показать, сделать, сказать что-то такое важное в его шкале приоритетов, чтобы он мгновенно переключился. Многие дети в текущих жизненных условиях очень непродолжительное время могут удерживатьв внимание на одних, пусть и очень им интересных вещах. Так называемый синдров дефицита внимания  и гиперактивность. А именно гиперактивных детей родителеи приводят на занятия Боевыми Искусствами. Таким образом то непродолжительное время когда "поймано" внимание ребенка, надо предельно четко и понятно изложить суть команды.  
Чтобы "включить" ребенка в подобный процесс мы начинаем с одинаковых вещей, которые входят в ритуал(рассаживаемся перед занятием, привествие, дыхательные упражнения, разминка и т.п.) Настроившись на одну волну, начинается тренировка, в которой уже следуют выполнение нестаднартных команд. Ребенку предлагается повторить сложную(для его возраста) технику, которую он выполняет в паре, либо самостоятельно. 
Самое важное быть предельно искреннем в оценки действий, это формирует адекватность ребенка. Все неточные действия должны оцениваться как ошибки и предлагается их исправить. Все точные действия должна оцениваться похвалой и закреплением ситуации успеха. 
Таким образом можно продвинуться в изучении Боевого Искусства в детских группах. 

В недавней статье мной были указаны особенности проведения детских занятий

 Мне часто приходилось слышать из разных источников, о том что со временем древняя Японская традиция БУГЭЙ(武芸), как набор  навыков или умений наносить увечий врагу на поле боя, переродилась или преобразовалась в БУДО(武道), где навыки калечить себе подобных трансформировались целиком(возможно не полностью) в способ совершенствования себя. При схожем первом иероглифе БУ  различаются вторые иероглифы, который и раскрывает смысл. В первом случае ГЭЙ(芸) имеет значения «умение; фокус; штука; искусство; исполнение; мастерство; талант к искусству; трюк» знаком европейцам по ГЭЙШАМ(geisha - 芸者) – где первый иероглиф БУ, а второй ША(sha - 者) обозначает «лицо; некто; работник; особа; субъект», так же чтобы было понятно, этот иероглиф используется в слове актёр -  演芸者(engeisha).

Понимание иероглифа ДО 道(в онном чтении ДО, в куном МИЧИ) несколько сложнее, если подходить буквально, то можно понять как «дорога;  путь;  способ;  дорожный; метод;  улица; уличный», но есть еще одно понимании, как ДАО arenabet ru.

ДАО – имеет то же написание иероглифов, но так же является одним из ключевых понятий китайской философии. Конфуций рассматривал это понятие как «Путь Человека». Так же иероглиф ДАО входит в название китайского традиционного учения ДАОСИЗМ(китайские иероглифы - 道教), которое одновременно для некоторых является религие, а для других философией. Имеет значение как учение о «Пути Вещей». Основные понятия учения ДАО сформулированы в историческом китайском памятнике ( VI- V век до н. э.) ДАО ДЭ ЦЗИН традиционно автором книги считается  Лао-цзы.

Основная идея этого произведения — понятие ДАО — трактуется как естественный порядок вещей и как ему следовать.

На мой взгляд заслуживает внимание перевод этой книги -  нашим соотечественником китаеведом Брониславом Виногродским.

У российского рокера Бориса Гребенщикова есть по этому поводу отличные строки в песне Туман над Янцзы:

 

И я был, как все, 
Пил да пахал. 
Прочел Дао Дэ Цзин 
И понял "Попал!"; 
Сжёг свой пентхаус, 
Снял пробу с лозы 
И вышел плясать 
В туман над Янцзы. 

 

Причины такого перерождения или эволюции(?) БУГЭЙ в БУДО весьма интересны, но выходят за пределы данной статьи, по этому вопрос исследования оставим на потом. Пока же остановимся на том факте, что Айкидо в японской традиции это именно разновидность БУДО, сам Основатель по японский выражал свою мысль так – АЙКИДО ВА БУДО ДЭСУ  

И нам даются пояснения, что способом самосовершенствования в БУДО является  объединение  разума, тела и духа. О-сэнсэй Морихей Уесиба идею Будо воплотил в Айкидо. И пояснил что разум, тело и дух объединяются посредством КИ

Наверное, не для кого не секрет, что желание заниматься боевыми искусствами или единоборствами приходит тогда, когда человек сталкивается к какими то необъяснимыми обстаятельствами, которые его категорически не устраивают. Может быть это будет хулиган, который напал избил и отнял денег, может быть это какие то стычки на дороге или в учебных заведениях. Так или иначе человек понимает что так дальше жить нельзя и надо научится быть сильнее своего обидчика.
И вот тогда он начинает подыскивать для себя то место где его обучат. У человека срабатывают те или иные личностные или общественные стереотипы, что может быть эффективнее в данной ситуации и исходя из своих предпочтений он начинает поиски.
Но по сути каких то конкретных критерий, кроме как нравится/не нравится или кто-то посоветовал, у него нет. Некоторые выбирают профессиональные тренажеры и идут заниматься в тренажерные залы, другие в Айкидо, приходят и спрашивают - Научите меня защищаться?

Навыками полученными на занятиях Айкидо, конечно, можно защищаться. Техники работчие и их можно применять для самозащиты, различные способы применения Айкидо, я как раз постоянно и описываю с видео демонстрациями. По этому сейчас я хотел остановится на несколько ином аспекте. А именно, когда человек хочет научится защищаться, он предполагает что кто-то будет нападать.
Так вот противопоставление себя любимого и этого кто-то и вызывает тот дисбаланс который человек хочет убрать начав тренировки.

Как и в любом другом деле, есть две стороны медали и без изучения и понимания обеих сторон не возможно эффективно пользоваться навыками. Чтобы уметь защищаться надо максимально полно персонафицировать надапающего. Должно быть досконально известно как и что может произойти, как могут бить, как забарывать и тогда можно уже выстраивать эффективну защиту. Что это значит по сути? Чтобы максимально полно понять как нападают, надо через это пройти самому, то есть изучить все методы, и попробовать на живых людях. То есть по сути уметь быть тем самым агрессомро и хулиганом, который может взять и врезать хорошенько. И вот когда картина мира в этой области станет полной, можно учится эффективно защищаться. Если человек лишь догадывается о способах нанесения вреда здоровью себе подобным, он руководствуется фантастическими знаниями, которые несомненно его могут пугать. И чем больше запущенность в ситуации, тем больше человек представляет из себя жертву, на которойю можно безнаказанной напасть. Умение дать отпор и готовность его дать, уже работают как защита. Не один хулиган, которому понравился Ваш сотовый телефон не готов лешится за него своего здоровья(для более наглядности, скажем уха). И чем более убедительно будет намерение не сдавать позиции, чем меньше будет желания напасть.

В Айкидо мы используем постепенный и гармоничный подход. Это значит что мы начинаем с базовых атак и защиты от них. По мере обучения, атааки становятся стремительнее и жесче, но техника при этом становится более обтекаемая и мягче. Такой парадокс Айкидо.
Заранее хочу оговорится, всех кто посчитает мой пост призывом к насилию и агрессии - это Вам показалось, я лишь о полноте картины Мира;-)

Когда западный человек слышит то или иное имя фамилия всегда выстраивается ассоциативный ряд созвучный фио.
Японские имена не исключения, даже в какой то степени они вызывают еще более мощный ассоциативный ряд, причины были мной описаны в статье Цифра 4 в Японии

Покапавшись в словарях, хочу представить некоторые результаты, что можно раскопать в имени Основателя Айкидо Морихей Уесибы. Сразу же хочу оговорится, что нельзя воспринимать серьезно мои исследования, так как я не являюсь переводчиков и то что я уточняю в иероглифах, каждый может проверить в словаре(что по сути и надо сделать), не веря мне на слово. Я лишь пытаюсь задать некоторый вектор исследований пытливого ума, глубину и детальность каждый для себя выберет сам.

植芝盛平(ueshibamorihei) ― Уэсиба, Морихэй
Теперь в отдельности
植芝 - Ueshiba - Уэсиба
植 - первй иероглиф звучи ue и значит на русский перевод "сажать, поселять"
芝 - shiba и значит "газон, лужайка"
盛平 - Morihei - Морихей
盛 - что в имени звучит как Mori имеет значение "процветать,расцветать"
平 - Hey переводится мирный "ровный, обычный, мирный"

Вместе получается как "возделывающий землю мирно процветает" - это мой поверхностный перевод, возможно есть и еще значения на более глубоких уровнях,куда мне пока не видно, присылайте свои.

Наличие этих знаний весьма по новому окрашивает некоторые стороны биографии Основателя Айкидо, а именно:

"В 1910 году Уесиба последовал призыву японского правительства и отправился на освоение незаселенных земель на острове Хоккайдо во главе группы переселенцев."

"Вскоре после начала войны, Морихеи Уесиба перестал преподавать боевые искусства, переехал в сельскую местность и занялся земледелием."

 

Так же мы можем наблюдать часто его фотографии  на фоне сельской жини и всяких лопат, мотыг. Некоторые непосвященные видят в Айкидо балбет, хотя исторические справки дают объяснение, что О-сэнсэй смог достичь просветления в боевых искусствах благодаря практики Будо и возделыванию земли. Те кто понимает каким образом переводится имя Основателя Айкидо начинают понимать новые грани откуда историки берут подобные замечания;-)


 

Многие кто занимаются Айкидо несмоненно обращали внимание на такие интересные вещи в названии японских техник, как то что при счете цифра 4 звучит как си или ши(shi, 四, а четвертый контроль звучит как ёнкё(yonkyo,四教 ), но бросок "на четыре стороны света" снова звучит как сихо нагэ(shihou nage, 四方 投げ).
В чём же здесь дело? Пора разобраться с эти и паралельно углубится в этот вопрос, может есть где ещё подобные разновидности названий одинаковые по смыслу но разные по звучанию и наоборот.

Во первых, как известно, японцев используют иероглифы в качестве письма. В свою очередь каждый иероглиф имеет свой смысл и звучание. Но звучение или чтение ироглифа может иметь не одно, а несколько(!). Почти каждый иероглиф имеет онное чтение и кунное чтение. Почти все японские иероглифы были заимствованы из китайского языка, по этой причине в японском сохранились подобия китайским чтениям иероглифов на момент заимствования — онные чтения иероглифов. "Подобие" потому что данные чтения сильно отличаются от чтений в современном китайском языке, ибо происходит от северных диалектов, именно тех от которых произошло заимствования. Кунные чтения, соответственно по логике это есть исконно японское чтение. Как правило, иероглифы, представляющие самостоятельные слова, читаются кунными чтениями, в то время как в сложных словах иероглифам присущи преимущественно онные чтения. Вот и поди пойми, когда как и что читается;-)

Во вторых, чтение разных(!) иероглифов может быть одинаковым. И подоных омонимы в японском письме множество. Что вносит еще большую путаницу, уже почти не разребаемую без разбора каждого иероглифа в отдельности прилежно со словарем.

Учитывая два этих факта вернемся к нашей цифре 4. Когда японце слышит звучание цифры 4, а именно Shi и учитывая по особому ассоциативное устройство японской головы, ему слышится Shi в значении "смерть", записывается иероглифом 死, в отличие от иероглифа "четыре" 四. Для понимания русского говорящего очень хороший пример с омонимом можно привести такой. Когда русский человек слышит выражение "женщина с косой", ему больше именно понимается "смерть", а не женщина с роскошными волосами. Таким образом цифра 4 приборетает жутковатый смысл. По агентурным данным в японских больницах опасаются палат с номером 4, так же это распространяется и на некотогрые гостиницы, где комнаты имеют номера 3а и 3б вместо 3 и 4.

На этом вся история не заканчивается, подобные вещи существуют и с цифрой 9 кю(ku, 九). По звучанию чтение иероглифа цифры 9 одинаковое с иероглифом 苦 обозначающим "беспокойство; волнение; мука; мучение; старания; страдание; труд; тяжёлые переживания; усилия".
Тогда под звучанием 49(四九, shiku, сикю) мы можем услышать как "смертельные мучения". 
Отчасти становится понятно почему 4 контроль в Айкидо не звучит как "сикё", а звучит уже "ёнкё", иначе бы он по звучанию был созвучен с "сикю" - что в переводе как "смертельные мучения"(что при правильном исполнении очень наверно похоже), но записывается другими иероглифами  四教. 
В свою очередь бросок "сихо нагэ" в принципе можно перевести, не зная иероглифов, которыми он занисывается (四方 投げ), как "бросок смертельного направления"(死方 投げ) и опять таки при некоторых способах исполнения так оно и может быть.

Некоторые мутно в даль глядящие айкидоки, слушая таинственных японских наставников и их рассуждения о смертельности техники Айкидо, могут и не подозревать об "игре слов", так и оставаясь в невежестве, не удосуживаясь открыть словарь. Совсем недавно один такой айкидока убеждал меня что термин ирими это "наполнение пустоты", а тэнкан - "опустошение пустоты", не верите? можете воочию убедиться здесь>>> в комментариях.

Начало статьи Часть 1 здесь>>>

  Все эти вопросы, уверен, стояли и перед Основателем Айкидо Морихей Уесибой и в прошлом веке. В силу своего таланта и личных особенностей он предложил свой метод и так появилось Айкидо. Метод весьма прост - "уход от тактики обмена". Когда победа достигается не обменом ударами(бросками и прочая в рамках защита-атака), а с помощью чего-то иного. Вот чего иного нам его последователям и предстоит разобраться.
  Сразу хочу ответить тем ревностным хранителям традиции, налажившим вето на истину, а кто ты такой чтобы знать чего там заложил О-сэнсэй, какой у тебя дан?
  Отвечаю: всё что я пишу это моя точка зрения(которуя я использую для себя), никому не пытаюсь её навязать, сочтёте её разумной, то можно обсудить пользуясь доводами и аргументами.

  На мой взгляд всё самое важное отображено в названии итак Айкидо  - "способ постоянного смещения", многие ошибочно(в силу ухода от сути в сторону филосовствования) переводят как "путь гармонии ки" или просто "путь гармонии". Но свои личные взгляды О-сэнсэй подчерпнул имея и более глубокие филосовские основы, в которых выражена(сам же О-сэнсэй и сформулировал) сущность Айкидо, в интервью О-сэнсэя, выражающихся в трёх основных философских принципах "3 составляющих победы АЙКИДО" (с)Морихэй Уэсиба О-Сэнсэй. Ими являются МАСАКАЦУ, АГАЦУ и КАЦУ ХАЯ ХИ.. - "Истинная победа есть стремительная победа над самим собой".
  Оставим момент исследования и пыльные сидения в библиотеке пытливым читателям, которые смогут хронологический и теоретически описать как он к этому пришёл. Но возвратимся к тактике и тому, что он противопоставил традиционной тактике обмена(защита-атака). На мой взгляд, вместо цели разрушения агрессора, он предложил неатрализацию намерений и как следствие самой атаки агрессора. Буквально "не стоять там где бъют", тактическая задача, которая решается ежесекундно и постоянно. Любая задумка агрессора напасть определенным образом решается в нашем изменении положения тела в пространстве? где та или иная атака становится не актуальной в силу...это уже надо показывать на тренировках. Каждая атака имеет определенную дистанци, способ нанесения, захват, толчек и прочую подготовку, воздействуя на эти факторы, снижается её разрушительность. Например, если схватка проходит в кимоно для дзюдо то воздействуя на захват(или не давая его сделать тактически грамотно) мы можем воздействовать на то, чтобы Вас не бросили. Это намного менее энергозатратно, чем контратоковать уже подготовленный бросок.  Так же в этом и проявляеться суть "победы над собой", где говорится о сознании отличным от состязательного, решая свою задачу по нейтрализации агрессии независимо от кондиций и напора агрессора. Многим это покажется утопическим, что по своей сути этим и яляется. Но на то и Гений О-сэнсэя , который для себя этот вопрос решал успешно! Источники описывают случаи(я насчитал три) нападения на О-сэнсэя с весьма конкретными намерениями лишить жизни, но нападающие так или иначе становились последователями Морихей Уесиба, то есть оставились живыми и здравствовали продвигая концепцию Айкидо.
В Качестве небольшой иллюстрации цитата из книги "БУДО РЭНСЮ (Практика Будо)" Морихей Уесиба  Вот здесь только часть:

"Следует победить врага, не допуская этого. То есть, когда вы управляете им с помощью вашего сознания, вы можете нанести ему поражение без вреда для вашего тела. Нужно практиковать будо так, чтобы "управление" и "нанесение поражения"(моё примечание - "защита и атака") были одним и тем же. ... Победите врага, сохраняя безопас- ное и неуязвимое положение. Заставьте его подчиниться, не жертвуя и толикой себя. Это наиболее необхо димый вывод для практики вашего будо. "

  Как говорят, когда-то навыки боя без оружия дейтствительно были Боевыми то есть весьма актуальными и полезными для применения на поле боя для умерщвления себе подобных или нанесения серьезных ранений. Сейчас актуальность данных навыков для боевых действий объективно отходить на второй(если не десятый) план, но единоборства могут использоваться в качестве психической подготовки.
  Как говорят, во многие спецподразделения соискатели проходят тесты мордобоя. Но как бы не хотелось последователям смертельных стилей, практическое применения навыков боя без оружия в реальных условиях не столь актуальны.
  Есть даже один анекдот, как известно "в каждой шутке есть доля шутки": 
  

  Два спецназовца из противоборствующих армий потерялись в лесу, в ходе их поисков обратной дороги они умудрились потерять автомат, пистолет, разгрузку вместе со всеми прибамбасами и боронежелет. Так же они потеряли каску и штык нож. Одновременно вышли на идеально ровную опушку, на которой нет ни камней не палок и вот здесь этим недотёпам пригодяться навыки рукопашного боя. 

  Другими словами актуальность Боевых Сисетем без оружия была со временем нивелирована, со все возрастающей актуальностью оружия холодного->метального- >огнестрельного->баллистического->межконтинентального->т.п.
  И... Боевые Системы без оружия эволюционировали, одни в Спортивные Дисциплины, другие в Боевые Искусства.

  • Спортивные Дисциплины обзавелись правилами, весовыми категориями, ограничили арсенал техники и прочими атрибутами максимально снижающими травмоопасность, но оставляя дух соперничества.
  • Вторые обзавелись в названии смысловым суффиксом иероглифом "ДО"-道(Путь), отказались от состязаний в пользу отработки ката, таолу(формальных упражнений, имеющие корни древних школ), не ограничивая арсенала техник, но дозируя в катах уровень воздействия на оппонентов.

  Спортивные поединки стали дуэльными и, так сказать, "честными", когда весовые категории и арсенал был одинаковый. Посмотрев фильм Цезарьонлайн вы не останесь равнодушными. Отсюда рождается и тактика ведения поединка. Каждый используя хитрость пытается достать оппонента своим "коронным" приемом(многократно отработанным ранее), маскируя его отвлекающими действиями. В результате этого мы можем наблюдать постоянные обмены ударами, бросками, уколами и прочая.
 Выигрвывает тот, кто имея большее Мастерство переигрывает в постоянных обменах защита-атака и ему удается решить дело "коронкой". Но что предлагает такое единоборство в противостоянии с превосходящим по весу и росту например в два раза, а то и численности в нексолько раз. И вот здесь "пышным цветом цветут" "шмертельные стили", которые строят свои системы на смертельных(вероятно кем-то когда то проверенных) ударах - в колено, в пах, в глаза, в горло. Можно подумать тот у кого преимущество в весе, силе, в наличии оружия будет стоять и ждать когда его смертельно укокошат. Но данная статья ни разу не критика стилей, а всего лишь попытка понять ценность Айкидо. 
 
продолжение>>>

 В связи  с недавними неполадками на серверах хостинга и невероятными усилиями админов по восстановлению "хоть чего-то" сайт после небольшого простоя снова заработал. Но увы часть статей была потеряна, примерно за 3 недели. Таким образом и потерялась третья часть моих измышлений относительно "Зоны контроля" с первыми двуям можно познакомится ЗК 1 и ЗК 2
 Занимаясь Айкидо некоторое время для себя я ввел некоторую схему задач Боевого Искусства, которая сводится к трем основным вещам:

  • контроль своего равновесия
  • контроль дистанции
  • контроль равновесия оппонента(-оф)

Статьи про  Зону Контроля лежат в решении или способах понимания решения контроля дистанции.
В предыдущих статьях мной были описаны некоторые аспекты данного понимания. Здесь хочу остановится на способах расширения зоны контроля. 
В Боевых Искусствах традиционно существуют разные типы дистанции, на которой можно эффективно взаимодейтсвовать с оппонентом. Традиционно, со средних веков, увеличением дистанции зоны контроля являлось холодное оружие, которое в свою очередь(за исключением метательного и огнестрельного) делится на:

  • работу с копьем, как вариант в последствии с длинной палко
  • работу с мечом
  • работу с ножом

Деление это весьма условно, так как например, по мимо традиционного японского копья яри, существовало оружие нагината - буквально "длинный меч" или меч с длинной рукояткой, которое сочетало в себе и работу с копьем и работу с мечом. Нож тоже мог быть от небольшого скрытого ножа крепящегося к ножнах меча - кодзука, до серьезного танто - кинжала. На все эти резличия в данной статье мы останавливаться не будем.
В свою очередь понятно, что для расширения зоны контроля, возможно использовать холодное оружие. Для работы без оружия существуют тоже разные типы дистанции по длине конечностей:

  • дальняя дистанция, на которой можно наносить удары только ногами
  • средняя дистанция, на которой можно наносить удары руками(кулаком, ребром ладони), некоторые типы ударов коленями
  • ближняя дистанция, её ещё называют критической, на котрой можно наносить некоторые короткие удары руками(кулаком, ребром ладони), удобно наносить удары локтем, головой, и некоторые удары коленями.

 Расширение зоны контроля при работе без оружия является выявление агрессивных намерений оппонента и перевод эскалации конфликта в физическую конфронтацию на дальней дистанции(на границе этой дистанции) не допуская его в критическую. 
Как я уже говорил ранее, Айкидо уникальное Боевое Искусство, которое предлагает методы взаимодействия с оппонентом на границе зоны контроля, не дожидаясь, когда он окажется внутри нашей зоны контроля и будет иметь возможность атаковать нас.  В первую очередь это основано на концепции "ухода от обмена". Если человек обладает противоречивым сознанием, стремящимся утвердится за счет дургого, оно ему несомненно диктует агрессивное условие как можно быстрее оказаться в ближней дистанции и реализовать свою агрессию. По этому агрессивный человек начинает действовать прямолинейно. Его намерение становятся заметны и понятны на расстоянии, даже до момента переходы в физическую агрессию. В силу физиологических причин основанных на животных типовых поведениях, агрессия весьма "заразительна", очень сложно остаться безучастным к происходящему при виде явной агрессии в свой адрес. Умение действовать в своих интересах не ввязываясь в ответную агрессию(уход от обмена) есть то Мастерство, ради которого мы много тренируемся. Приведу простой пример, если поднять руки к подбородку и создать явно устрашающий вид, очень сложно будет застать оппонента в расплох. Он будет готов к тому что на него нападут и по возможности пресечет нападение. Другое дело удар с опущенных(руки на бедрах) рук, когда тракетория смещения верхней конечности напоминает движения засовывания руки в карман. Но не попадая в карман, конечность снизу вверх двигается в лицо нападающему. Для человека это не свойственная для распознавания агрессиваня ситуация и скорее всего удар достигнет цели
  Но уникальность Айкидо достигается с помощью смещения тела(тай сабаки) относительно пряммолинейной(или по дуге) атаке оппонента. Вместо того чтобы встречать атакую лоб в лоб, мы предпочитаем двигаться по дуге, уберая тело из под удара и имея хорошую возможность атаковать с фланга. Единственно возможно сделать это, не упустив момента перехода сознания в фазу, условно назовем, "противостояния". Расширение конфликта в данном случае лежит в области контроля за возбуждением психики и перехода её в возбуждение диктующе линейное агрессивное поведение. Границы психики и те побудительные моменты определяются эксперементально. Для одного чих окажется тревожным, а для другого прямая угроза хмурого типа в подворотне не повлияют на частоту сердечыных сокращений. Так или иначе данные навыки тренируются. Не конфликтность в принципе противоречит нашим животным инстинктам, агрессия появляется сама собой когда у нас хотят отнять наш кусок хлеба, нажитый непомерным трудом и стараниями, завладеть нашей второй половиной или объявляют себя главным в том или ином деле, тем самым лишают нас возможности доминировать на собратьями. Избавится от этого инстинкат целиком и полностью нет никакой возможности, он постоянно будет сужать нашу зону контроля, до обладания конкретными материальными ценностями. Но с помощью тренировок так или иначе появляется навык контроля за возбужденнием психики, тем самым в агрессивной обстановке действовать наиболее эффективным образом, нейтрализуя саму эту агрессию. 

RSS-материал

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 9 гостей.
Для связи в соцсетях
ВК musubi
Youtube lobzov79
Группа ВК musubiufa
FaceBook lobzov.lav
Instagram lobzov_lav
WhatsApp +79177763746
Google+ lobzov79
Skype lobzov_lav
Mail lobzov_lav@mail.ru







8-917-77-63-746