Камидза

 

  

 


Признание

Administration menu

Последние комментарии

Мысль за мыслью мы осознаём свои собственные ошибки, обретая Путь в обсуждении с другими. Слушать старинные предания и читать книги нужно для того, чтобы освободиться от предвзятости собственных представлений и оперется на представления древних».
...

Если боги не услышат мои молитвы только потому, что я осквернен кровью, я убежден, что ничего не могу поделать с этим и поэтому продолжаю молиться, невзирая на оскверненность.

Ямомото Цунэтомо «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»)

Как нас найти?

Интервью со Стивеном Сигалом

 

Понимание Айкидо.

 

(перевод Алексей Лобзов)

 

http://www.steven-seagal.net/xen/index.php?threads/insight-on-aikido-interview-with-steven-seagal.3448/

Интервью фактически представляет собой две отдельные статьи, оригинал их был опубликован в двух разных выпусках "Off The Matt" новостной рассылки «Тэнсин Бугэй Гакуэн» Стивена Сигала, частично осенью 1990 года, остальная часть осенью 1991 года.

Вопрос: Что такое Айкидо?

Сэнсэй: Есть ли у Вас пару лет слушать? На продвинутом уровне оно гораздо сложнее. В теории оно основано, скорее, на Гармонии чем на блоках, ударах ногами и руками. Мы позволяем оппоненту атаковать и используем его же атаку против него самого, сливаясь с его движениями, используем анатомически слабые места для удержаний и бросков и т.п. В ситуации жизни и смерти, техника становится жестче. Нередко в критической ситуации люди атакуют более жестко, и жестче вынуждены падать. Эти техники работаю на каждом, но прежде Вы должны точно их изучить. Айкидо не то искусство, которое можно изучить быстро.

Вопрос: Почему Вы изучаете Айкидо, а не Каратэ?

Сэнсэй: Я начинал изучать Каратэ и искал учителя, который мог бы меня научить скрытым аспектам Боевых Искусств. Люди, которые обучали меня Каратэ не могли этого сделать.  Я ознакомился с трудами О-сэнсэя, и понял, что я нашел того, кого искал.

Вопрос: У каких Мастеров Вы учились?

Сэнсэй: Когда я был в Японии и за ее пределами, в молодости, я застал Тохея-сэнсэя, когда он ещё был в Хомбу Додзё. Я обучался у многих Учителей, о которых Вы не знаете и никогда не услышите, учился у Исояма-сэнсэя и у Абэ-сэнсэя.  Несколько Мастеров,  большая часть из которых уже умерли.

Вопрос: Были ли в Ваших тренировках критический момент, который привел к кардинальным изменениям?

Сэнсэй: Да, шесть лет в Японии я практиковал примерно восемь часов в день, это достаточно много. Я уперся головой в стену и не прогрессировал. Я хотел преодолеть физический аспект в Айкидо. Я пытался выполнить те вещи, которые делал О-сэнсэй, но именно потому, что я пытался у меня не получалось. Наконец, однажды я попал в Камеока провинции Аябэ(прим. переводчика – сейчас префектура Киота) и начал тренироваться с духовными учителями О-сэнсэя и стал уделять больше духовным аспектам Айкидо. За первые полгода я пережил невероятные и поразительные изменения в своей технике.

Вопрос: Почему многие студенты О-сэнсэя не считают скрытые аспекты техники интересными и важными?

Сэнсэй: О-сэнсэй разговаривал на старом диалекте,  распространенном в Танабэ. Оно расположено в горах, где часть страны говорит на диалекте, который довольно трудно понять. Я бы поговорил с другими парнями и спросил, что он говорит? Они бы ответили: «О, он говорит о Боге, о религии и прочем дерьме, забудь об этом и учись сражаться». Такое было отношение. Тем не менее, когда я начал учиться у некоторыми священников из тех кто обучал О-сэнсэя, я в первый раз в жизни начал понимать Айкидо. Потому что Айкидо это больше чем ваза(прим. переводчика «ваза» яп. - термин обозначающий технику в Айкидо).

Вопрос: Были ли переведены на английский язык какие-либо духовные учения О-сэнсэя?

Сэнсэй:  О-сэнсэй был священником секты Омото-кё. У них есть некоторые материалы на английском, но я не думаю, что Вы можете получить их в США, извините (прим. переводчика «Версты божественного пути» перевод трудов лидера секты Омото-кё Онисабуро Дэгучи с эсперанто на русский язык и можно с ними ознакомиться).

Вопрос: Я много слышал о направлениях так называемого мягкого и жесткого Айкидо, Вы можете пояснить, в чем разница?

Сэнсэй: О-сэнсэй всегда говорил о Го-дзю-рю – это кргу, квадрат и треугольник (прим. переводчика в японском произношении иная последовательность). В Айкидо должны присутствовать все эти линии вместе. Основа перемещений квадрат, очень квадрат.  Когда Вы достигаете промежуточный уровень, квадрат всегда присутствует, но Вы начинаете понимать треугольник. На продвинутом уровне Вы в основном видите круг, но квадрат всегда присутствует.

Вопрос: Вы когда-нибудь использовали «ки-ай»(прим. переводчика - яп. 気合, управление психофизическим состоянием человека с помощью боевого выкрика)? Я не помню, чтобы слышал это от Вас.

Сэнсэй: Вам это не понравится. Ки-ай весьма эффективен и когда Вы делаете это правильно, Вы парализуете своего оппонента. 

Вопрос: Есть ли правильная позиция для начала схватки?

Сэнсэй: Когда кто-то приближается, и они собираются что-то сделать, Вы стоите так как Вам удобно и Вы делаете то, что Вы умеете делать. Идея в том, если я в левой ханми (прим. переводчика – яп. 半身, буквально – стойка «половина тела» или боком) и кто-то нападает на меня, он, вероятно, не подойдёт ко мне в правой ханми, потому что его лицо наткнется на мой кулак. Однако Вы никогда не знаете, будет ли эта идея работать на улице.

Вопрос: С точки зрения техники, что бы Вы сказали, является самым главным?

Сэнсэй: Я бы сказал «ирими» (прим. переводчик – яп. 入り, переводится буквально «вход»)  это самое главное.

Вопрос: В Айкидо это техника схватки или это вопрос ситуации жизни и смерти?

Сэнсэй: Разница между настоящим боем и учебным спаррингом на татами – это такая же разница, как между плаванием в океане и плаванием на татами.

Вопрос: Правильно ли то, что техника основана на том, что кто-то полностью надвигается на Вас, полностью всем весом своего тела?

Сэнсэй: Да. В основном это происходит на начальном этапе изучения Айкидо. Но в дальнейшем это не важно.

Вопрос: Не важно, даже если Вас ударят, так как бъют боксеры?

Сэнсэй: Нет, не важно. Не важно, стоят они, бегут ли они от меня, прыгают ли они с джебами, если мне необходимо закончить это или нейтрализовать ситуацию, я просто пойду за Вами. Это продвинутое Айкидо. Мне не нужно, чтобы двигались Вы. Вы можете  ударить меня, Вы можете делать всё, что угодно.

Вопрос: Тогда Айкидо может быть агрессивным?

Сэснсэй: Позвольте я открою Вам один секрет, кто практиковали с О-сэнсэем и всякий раз когда они его атаковали, они боялись что умереть. Спросите у моих продвинутых «черных поясов», получат ли они кусок торта, когда нападут на меня? Это не прогулка за тором. Например, я в ресторане и кто-то достает пистолет и берет в заложники группу людей. Если у меня нет пистолета, я не буду стоять и ждать, пока он не попытается меня ударить. Я должен буду что-то сделать, я должен знать техники, которые позволят мне подойти к нему, и это называется «ирими».   Сократить расстояние отсюда до туда я могу, используя ирими. Это может быть любая из целого ряда техник. Если Вы сделает их достаточно быстро и Ваш оппонент не сможет уйти от них, они становятся техниками нападения. Потому что они будут поражать и поражать жестко. Если Ваш оппонент не знает, как страховаться от них, он попадет в реальный мир.

Вопрос: Может ли студент с ограниченными возможностями заниматься Боевыми Искусствами?

Сэнсэй: Всё зависит от того насколько ограничены возможности и что именно ограничено. Если у тебя есть руки и кисти рук, ты можешь сделать Айкидо почти так же, как я. Концепция такая, что кто-то должен нападать. Как только они приблизятся, руки, туловище и всё остальное должно двигаться вместе. Двигаясь таким способом, Вы можете стать хорошим айкидокой. Из тех моментов, когда мне нанесли больше всего повреждений, я извлек урок и он в том, что моя техника не сработала должным образом потому, что я не двигался.

Вопрос: Может человек в 55 или в 65 лет практиковать Айкидо?

Сэнсэй: В Японии у меня занимались люди и в 70 лет, а здесь тренируются и в 60 и в 70 лет.

Вопрос: Могли бы Вы пояснить значение терминов «зансин»(прим. переводчика –яп. 残心, буквально переводиться как «остаток ума») и «мусин»(прим. переводчика -  яп. 無心, буквально переводиться как «не ум»).

Сэнсэй: В Боевых Искусствах есть много концепций. Я мог бы написать книгу, потратив несколько часов на раскрытие этих тем. Это не то о чем бы я мог рассказать за 5 минут, но я за секунду расскажу про «мусин», так как я упоминал это ранее. Мусин означает пустое сердце, пустой ум. Когда Ягю Таджимано Ками и другие мастера мусин говорят об этой концепции, они говорят об абсолютно точном отражении всего того, что есть. Я вёл курсы посвященные этому. Это длинная история. Если пользоваться аналогией, то это отражение луны на поверхности озера. Когда луна показывается из облаков и дует ветер, на озере образуется рябь и изображение искажается. Аналогично с Вашим разумом и сердцем. Мысли в голове искажают истинный смысл. Чтобы стать единым целым, понять и почувствовать всё таким как есть… Вы должны быть пусты (прим. переводчика – имеется ввиду без мыслей) и полностью спокойны. Это мусин.

Вопрос: Что общего между Будо и Айкидо?

Сэнсэй: Это есть одно и то же.

Вопрос: Существует некоторая путаница, так как есть разные мнения об Айкидо - от очень мягкого до убивающего Боевого Искусства.

Сэнсэй: Я думаю всё это глупые домыслы. Взгляните на Бугей(прим. переводчика - яп. 武芸) или Будо(прим. переводчика - яп.  武道)  и на то как они записываются в оригинальной китайской каллиграфией, оно будет иметь значение остановить войну.  Остановить оружие, остановить войну. Таким образом будока есть хейхока(прим. переводчика – вероятно имеется ввиду иероглифы яп. 兵法, в переводе «военный стратег»), иными словами воин борющийся за мир или человек мира. У Вас должно быть достаточно сил, чтобы остановить войну, улавливайте то, что я говорю, потому что если Вы слабы, Вы не сможете остановить войну, она продолжиться. Вы понимаете? В Будо есть то, что называют инь и ян, есть «Tate to yoko no ito, izu no mitama to mizu no mitama» - эти термины из Синто. Yoko no ito - означает луну, женственность, воду, любовь, прощение, силу любви. Tate no ito - означает солнце, так мы говорим о мужском, об огне, о решимости. В том момент, когда ты не можешь простить, твоя сила уменьшается. Эти два противоположным элемента должны находиться внутри Вас в совершенной гармонии иначе Вы теряете баланс, а это уничтожит понимание сущности Будо. Вы должны быть способны и обладать умением принимать решения, чтобы резать и убивать, но в тоже время Вы должны быть способны любить, прощать и относиться ко всему с пониманием. Это всё работает вместе, Будо включат в себя все эти вещи, а Айкидо есть одно из миллионов Боевых Искусств под зонтиком Будо, Вы понимаете?

Вопрос:  Что мы занимающиеся Айкидо можем сделать для улучшения политической ситуации в Айкидо?

Сэнсэй: К сожалению, многие учителя Айкидо больше обеспокоены тем, кто кого лучше, у кого больше занимающихся. Я ошибаюсь? В Айкидо неважно кто лучше. Неважно кто прав, а кто ошибается или у кого больше учеников или чей папа больше. Какая разница? Ничего из этого не имеет значение и не имеет отношения к Айкидо. Важно то, что мы все пытаемся помочь друг другу улучшить себя как человека. Какие бы стили не появились  и не пришли к нам - мы это приветствуем, никто не лучше чем другой. Сосредоточьтесь на философский и духовных аспектах Айкидо, а не  том кто и кем аккредитован.

Вопрос: Сэнсэй, мне было бы интересно узнать о Котодама, не могли бы Вы нам это объяснить что это такое?

Сэнсэй:   Ну, это как попытаться объяснить Буддизм или Христианство или другое духовное учение. Котодама займет пару недель, чтобы доступно поговорить  об этом. Котодама на самом деле это сила звука; чистый звук и безобразный звук. Если я на секунда попрошу Вашего Сэнсэя подойти и ударить меня(Вада-сэнсэй бъет, а Мастер Сигал издает «киай») -  я сделаю так. Это не слово, это звук, который он почувствовал. Он чувствует это здесь(показывает на сердце) и здесь(показывает на голову). Кто-то из вас это почувствовал, а кто-то нет. Сила звука может быть использована различными способами, но Котодама рассматривает священные слова и злобные слова в звуках. Котодаму можно использовать для исцеления и для убийства, как любую другую магию, ее можно использовать в разных направлениях.

Вопрос: Не могли бы вы описать, как Вы концентрируетесь, когда выполняете техники? Похоже у Вас особый метод концентрации внимания.

Сэнсэй: Это циклично. Когда я обучаю, я показываю позицию их тела и своего. Когда Вы выполняете бросок, Вы должны собраться и сконцентрировать энергию. Вы настраиваетесь на них и захватываете их «ки», когда захватили, Вы притягиваете их к себе. Когда они приближаются, Вы со скоростью молнии делаете всё что хотите. Онисабуро, который был духовным учителем О-сэнсэя, нарисовал такое Канжи «ku kaminari», которое значит «Будо – молния». Сгустком электричества и энергии между небом и землей, вот что на самом деле есть Бугэй(Боевые Искуссвтва).

Вопрос: Как уке должен на это настроиться?

Сэнсэй: Уке не должен думать о захвате и о том, как он выполнит своё укеми. Он должен думать только о нападении. На продвинутом уровне Вы даже не думаете об атаке, Вы просто атакуете.

Вопрос: Не могли бы Вы дать свою интерпретацию термину Мусуби?

Сэнсэй: Что-то встречается, чтобы соединиться, это очень просто.

Вопрос: Например взаимоотношение уке и нагэ?

Сэнсэй: Это да, я могу выразить Мусуби в 15 миллионах способах, например это слово «брак» в английском языке. Мусу – означает соединиться, чтобы быть вместе.

Вопрос: Не могли бы Вы рассказать как Вы дышите?

Сэснсэй:  Я не дышу. (Подбирает кого-нибудь для укеми). Я не буду его бросать, никакой техники делать не буду. Он меня аткует. (Уке атакует). Можете увидеть, где я остановил и потом начал дыхание? Наверно, Вы этого не видите. Я никогда не дышу во время выполнения техники. Когда отражаю множество атак от 3,4 или 5 человек атакующих меня одновременно, я дышу очень-очень мало между каждой атакой. Вот так я это делаю. Я не могу сказать, что Ваш Сэнсэй использует это способ.

Вопрос: Почему Вы так делаете?

Сэнсэй: Потому что для меня воплощение моей силы находиться в позиции, где всё соединяется. Это скорее выдох: Вы вдыхаете, когда Вы кого-то хотите схватить, как только Вы схватили, Вы не можете вдохнуть, потому что Вас могут атаковать.

Вопрсо: Сэнсэй, я немного читал о Мусин и правильном состоянии ума во время схватки – не тянуть назад, не толкать вперед, ожидать, сохраняя отрытый ум. Есть ли какие-то упражнения, чтобы развить подобное?

Сэнсэй: Я думаю это медитация, понимание того, что когда ты становишься единым со всеми вещами вокруг, ты становишься сферой, которая как зеркало совершенно точно отражает то всё что есть. Когда кто-то нападает с большим злом, Вы отражаете это, возвращая ему обратно ещё больше. Вы не Бог, но объединившись с Богом, позволяете Богу быть судьей тому, как Ваша техника отразиться на нападающих. Другими словами, если кто-то нападет на меня на улице, я не думаю про себя: «Я возьму и убъю этого парня». Я вообще не думаю, я просто реагирую на его определенную энергию и делаю то, что должен делать. И следуя логики, что я сказал ранее – нет никакой разницы от того заберу ли я жизнь или спасу её. Я конечно лучше спасу жизнь. Но если, например, я стоял посередине улицы и увидел как «полуночный бандит»  перерезал кому-то горло, а потом собирается убить меня, мои действия будут - прикончить его. Я бы чувствовал себя плохо из-за того, что мне пришлось забрать чью-то жизнь, но не думаю, что это повлияло бы на мое решение. Это было бы часть моего обучения. Действие и реакция с точки зрения силы и уровня негатива. Для Вас это имеет смысл? Я бы предпочел оставаться хорошим, как и говорил ранее, но если мне придется не быть хорошим, я серьезно готов сделать это.

Вопрос: То есть, Вы говорите не о том хороший Вы или плохой, а о том, что Вы реагируете и отражаете как зеркало?

Сэнсэй: Это именно то, что я пытался сказать.

Вопрос: Я хотел бы узнать, какое Ваше отношение к исцелению людей, которые нуждаются в помощи?

Сэнсэй: Ну, это совсем другое…но похоже в том смысле, что я не лечу многих людей, лечу только тех, которых чувствую, что они сами хотят быть лучше, имеют карму на жизнь, которую я могу оценить. Другими словами, если ко мне придет зависимый от героина и заявит, что хочет вылечиться, но я вижу, что он не собирается этого делать, я не буду лечить его. Если бы кто-то из этого додзё(прим. переводчика – яп. яп. 道場, буквально «место, где ищут путь») сказал мне сегодня: «У меня проблемы с яичниками». И я бы почувствовал, что человек действительно хочет вылечиться, я бы лечил её. Ты видишь, как я спасаю? Я смотрю на каждого человека и вижу то, что могу увидеть и пробую работать с этим.

Вопрос: Какие у Вас впечатления от О-сэнсэя?

Сэнсэй:  У меня очень маленький опыт общения с О-сэнсэем. Я смог увидеть его несколько раз. Я видел, как он говорил. Я был очень близок с его духовными учителями  и до сих пор нахожусь. Я думаю, я был единственным белым человеком, который когда-либо шел именно по стопам О-сэнсэя с точки зрения его духовной подготовки. Я стал священником Омото-кё и прошёл все обряды посвящения у священника, который находился вместе с О-сэнсэем. Я лично не знаком с О-сэнсэем. Мне так и не удалось удариться головой о татами, когда бы он меня бросил или что-то подобное.

Вопрос: Я прочитал в статье, что Кэндзюцу(яп. яп. 剣術, «искусство меча») занимает часть Вашей жизни?

Сэнсэй: Ну, для меня Айкидо и Кэндзюцу это одно и то же. Если Вы видели мою технику, в ней всегда присутствует техника реза.  Только что, сегодня мы делали пару ударов так и так, но когда будете наблюдать за мной больше, Вы увидите, что я всегда наношу разрез, используя движения ног и рук – асисабаки и тэсабаки(прим. переводчика – яп. 足捌き и 手捌き, переводиться как «движения ног» и «движение рук»). Руки и ноги двигаются под углами, которые взяты из Кэндзюцу.

Вопрос: Кажется, что сегодня Ваше Айкидо выглядит весьма прагматичным, больше ориентировано на улицу, нежели чем другие стили Айкидо. Я хотел бы узнать, не изучали ли Вы какое-то другое уличное Айкидо?

Сэнсэй: Физические техники Айкидо на том уровне на котором я преподаю не имеет никакого отношения к мистическому применению,  о которым Вы говорите, т.е…это всё Го-дзю-рю(твердый, мягкий, плавный). О-сэнсэй всегда говорил: «Bugei wa Bugei desu». Что значит – Боевое Искусство есть Боевое Искусство. И «Aiki wa odorijanai». Он всегда говорил, что Айкидо это не танец. Если бы Вы когда-нибудь испытали на себе Айкидо О-сэнсэя или посмотрели бы на него, Вы бы испугались на него напасть, потому что не играл. Как бы оно не было мягким, но если бы Вы отвлеклись от происходящего, Вы бы пострадали. Айкидо серьезно и оно должно работать. Это говорил Основатель Айкидо и он был прав. Айкидо должно работать. Всё что я делаю – это учу вас, как сделать так, чтобы ваше Айкидо работало, потому что у многих из вас оно не работает. Я пытаюсь научить Вас, как сделать его реальным. На само деле ничего бездуховного в этом нет. На самом деле в этом есть больше духовного. Это реально, это не иллюзия это не мультфильм. Вы должны почувствовать, чтобы понять. О-сэнсэй был великим мистиком, но его Айкидо работал. Есть много людей, которые пытались бросить ему различные вызовы, до того как он создал Айкидо и много позже. Они поняли, что это не шутка.  И если Вы не можете это сделать, если Вы не можете выйти на улицу и позволить паре бандитов напасть на Вас с битами, при этом зная, что будете делать правильные вещи, Вы не знаете Айкидо. Это должно быть реально, иначе занимайтесь аэробикой или что-то типа того. Я вхожу в некоторое додзё и вижу, как кто-то атакует и парень падает, но никто никого не трогал.  Здесь есть кто-нибудь, кто может бросить кого-нибудь, не трогая их? Ты должен сделать так, чтобы это сработало. Я серьезно. 

Вопрос: Вы опасаетесь, что некоторые додзё слишком пассивны?

Сэнсэй: Есть додзё в которых учат этому(бросать без контакта) и я думаю, для того чтобы учить таким образом Вы сначала должны научиться базовым техникам и в рамках базы Вы должны быть в состоянии применять эти техники в работе. Как только Вы научились рабочим базовым техникам, Вы можете переходить к магическим вещам, которые займут 20-30-40-50 лет для полноты ощущения.

Вопрос: Каким образом можно заниматься мистическими аспектами Айкидо после освоения базы?

Сэнсэй: Это возможно со мной или другим человеком, который имеет подобный духовный бэкграунд. Когда ты достаточно близок со своим учителем, он решает, хочет ли он тебя научить.

Вопрос: Могут ли другая религии или духовные практики повлиять как Омото-кё на Ваше Айкидо?

Сэнсэй: Я себе представляю, что это, конечно, возможно. Одна вещь об Омото-кё, которую даже О-сэнсэй говорил, что каждая религия гласит: «Мы истинный путь, любой другой путь ошибочен и приведет в ад». Нет ни одной религии, которая это бы не говорила, кроме Омото-кё. Мы все поднимаемся на одну гору, могут быть разные пути, но тем не менее мы все пытаемся стать как Бог. У каждого есть свой путь добраться туда.

Вопрос: Какая часть Айкидо из фехтования на мечах?

Сэнсэй: Все части, когда я делаю никкё  - я режу. Когда я выполняю ирими – я режу, шихонагэ, это всё Кэндзюцу.

Вопрос: Сколько Вам было лет, когда Вы открыли свое додзё?

Сэнсэй: 22

Всем большое спасибо. 

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 17 гостей.
Для связи в соцсетях
ВК musubi
Youtube lobzov79
Группа ВК musubiufa
FaceBook lobzov.lav
Instagram lobzov_lav
WhatsApp +79177763746
Google+ lobzov79
Skype lobzov_lav
Mail lobzov_lav@mail.ru







8-917-77-63-746